Юлиана Позолотина: об удивлении, восхищении и узнавании

Директор Твори-Горы Юлиана Позолотина честно рассказывает об итогах «Инженерной песочницы». Часть 1.

— Удивление, восхищение и узнавание — это 3 базовые эмоции, которые мы закладывали в проект “Инженерная песочница”.

⭐?Пример удивления: Александр Ильич Архипов — руководитель кузнечной мастерской на встрече с ребятами завязывает гвоздь в узелок. Это неожиданно, эффектно, рукам сразу же хочется повторить!
Мальчишки в этот момент видят перед собой человека, который может делать что-то крутое здесь и сейчас, а не в тик-токе. У многих на лицах написано: “Как классно!”, а потом, когда они сами пробуют согнуть гвоздь, как будто понимают про себя “Я-то тоже так могу!”.
Следующий этап — осознание, что несмотря на то, что делали вы одно и то же дело, все-таки у тебя получилось иначе, чем у Александра Ильича. Вроде бы простая штука: гвоздь завязать в узел, и ты уже понял, как это делается, но разница в результатах очевидна: у мастера узелок аккуратнее, гвоздь ровнее, руки движутся ловко и точно. Именно так происходит важное знакомство с ручным трудом. Наши ученики могут прочувствовать и даже пощупать мастерство.

⭐?Про восхищение: когда делаешь что-то своими руками, получаешь удовольствие и от процесса, и от результата. Ведь, если задуматься, мы совершаем мало действий, которые приводят к быстрому результату. У девочек и у женщин хотя бы есть возможность сварить борщ: приготовила, попробовали, похвалили — тебе хорошо! Производственный цикл замкнулся.
А что делают мальчики и мужчины в городской квартире? Так, чтобы сделал и его поблагодарили? Не оценку поставили, а поблагодарили от души, и глядя в глаза? Можно, например, полы помыть, но это все равно немного не то. Чистый пол сегодня есть, завтра нет, а результатом хочется гордиться.
Раньше я недооценивала скалки и толкушки, которые школьники мастерят на трудах. Несмотря на изобилие современной классной посуды, ребенок трудится, делает и несет маме полезную вещь. Кто-то поленился, а он сделал, и его толкушка до сих пор у бабушки живет. Ребенок уже вырос, а мама и бабушка пользуются вещью, которую он смастерил в школе! Такая вещь приобретает особенную ценность.
На мастер-классах в “Инженерной песочнице” ребята делали кружки, тарелочки, ключницы, подставки под ручки и карандаши, скворечники, сувениры, украшения для мамы, подковы… Ощущение, что ты можешь делать вещи — вдохновляет и восхищает.

⭐?Про узнавание: дети и родители заново узнавали друг друга: «Оказывается, мы можем вместе куда-то пойти и что-то сделать!». Наш формат “Семейный коворкинг” получился очень значимым и трогательным. В мастерские приходили ребенок с мамой, папой или с бабушками и дедушками, вместе они трудились, создавали полезную красивую вещь.

… Я видела семьи после коворкингов и понимала, что все не зря. Взрослые и дети разговаривали. Они узнали про то, что могут разговаривать вот так, легко, просто, не о школьных оценках. Конечно, у многих и до “Песочницы” были очень теплые отношения в семье, но встречались и те, кто говорил по-настоящему со своим сыном или дочерью-подростком впервые за несколько лет. И совсем не потому, что родители или ребенок плохие, просто они попали в родительскую западню. Когда ребенок маленький, он не может один, мама и папа рядом. Когда ему 10, 11, 12 лет, вроде бы и играть с ним уже не надо. «Может же сам, ведь не маленький!». А с другой стороны — «Ну, он же маленький! Зачем я буду ему что-то рассказывать!». Мы говорим, но не о важном, а о бытовом. Ребенок по-прежнему рядом, но расстояние увеличивается. И он, правда, и уже маленький, и еще не совсем взрослый, но нуждается в опоре, в хорошем человеке рядом, который верит, что все сбудется, готов в этом помогать и любит его.

«Инженерная песочница» трудно переживала пандемию. Все полгода мы совершенствовали нашу работу в онлайн, ломая голову над тем, как же передать ценность материального блага через цифру? Да, мы развозили материалы по ученикам, они смотрели видеоуроки, присылали фотографии в общие чаты, выходили в зум. Но мастер не мог подойти и в нужный момент взять своими руками руки ученика и помочь.

А именно в такие мгновения дети улавливают энергию заботы и доверия, допускают мысль, что у них точно всё получится. Все будет хорошо.

Мастера вернулись на работу офлайн с новыми силами. Они соскучились по ребятам, по взглядам глаза в глаза, по присутствию рядом. Эта мощная переоценка ценности живого общения случилась у всех, и мы благодарны детям за то, что рядом с ними появляется смысл взрослой жизни.

☀Недавно я видела магнит с надписью: «Бояться надо не того, что не получится, а того, что не попробуешь». «Инженерная песочница» — про это. Попробуй! А вдруг удивишься, восхитишься и узнаешь что-то очень важное о себе, о других, об этом мире.