ПОДКОВА НА СЧАСТЬЕ ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

КУЗНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ “ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕСОЧНИЦЫ“

МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ОБРЕСТИ СЕБЯ И РЕМЕСЛО
Беседа с мастером Инженерная песочница

Здесь так здорово пахнет металлом! И мне нравится смотреть, как горит огонь в горне, — говорит 12-летний Костя Панин.

У него в руках большой фигурный гвоздь. Мальчик только что сделал его собственными руками. Такой гвоздь вбивается в стену и вешать на него можно хоть тяжелую куртку, хоть рюкзак с книгами.

— Здесь как будто в деревне: инструментов много, хочется всем поработать, помочь, пользу принести. Я привык помогать по хозяйству, по-мужски! Каждое лето езжу в деревню к бабушке и к дедушке. С дедом всегда мастерим интересные вещи, например, в прошлый раз сделали ложки из алюминия. Мне очень понравилось! Кажется, даже есть из такой ложки вкуснее, — рассказывает Костя, а затем продолжает после паузы, — Здорово напрягать руки, развивать их, я чувствую, что от этого становлюсь сильнее. В кузнице я уже сделал подкову, а в следующий раз приступаю к изготовлению розы из металла — подарю маме или бабушке.

Бум-бум. Стук-стук. Рабочий шум не смолкает: ребята трудятся каждый над своим изделием. И наблюдать за ними — весело и трогательно. Кажется, здешнюю атмосферу — созидания и творчества — можно потрогать.

— Дети — это хорошая почва для того чтобы сеять семена знаний, опыта, навыков. Некоторые впервые берут в руки молоток и плоскогубцы. Приходится проводить инициацию, то есть обогащение силой. Я выкладываю инструменты и объясняю, как и что ими производить, — рассказывает педагог кузнечной мастерской Александр Архипов.

 

Беседа с мастером Инженерная песочница
Ему 61 год: добрый, мудрый, знающий. Его уважают. К нему тянуться. Про таких говорят “золотые руки”, “умелец”, ”мастер” Он работал на ЦБК, на Сибтяжмаше, путешествуя по всем цехам, запуская, настраивая, налаживая оборудование, сейчас занимается бизнесом и преподает.
Дети мастерят формочки для теста, корзиночки из тонкого листа металла для маффинов, потом более сложные вещи — цветочки, подковы, подсвечники, гвозди. Кому особенно интересно, учатся плести кольчуги, кольца, сувениры кованые и так далее.- Как объяснить детям ценность ручной работы? Ведь все можно купить в магазине?- Не все. Есть вещи, которые делаются только вручную. Машины не плетут историческую одежду для реконструкторов. И это касается всего, что требует индивидуального подхода. Когда мастер изготавливает что-то, он закладывает свой опыт, характер, свою жизненную позицию, в конце концов.- В чем ваша жизненная позиция?

— Ко мне приходят ребята 12-14 лет, говорят, что хотят сделать нож. Я отвечаю, что не занимаюсь этим. Вы знаете, что в Индии нет ни одного магазина, где бы продавались детские игрушки в виде оружия? Детей не надо учить убивать. Недавно, я внуку выбирал подарок. Зашли в магазин, а там — море игрушечного оружия, но ни одного приличного конструктора! Пластмассовые инструменты есть, но что такое пластмассовые плоскогубцы? В итоге, я повел его в хозяйственный магазин: маленькие гаечные ключи, болтики, гаечки, шурупчики, набор отверток. “Тёма, тебе интересно?” — спрашиваю. Он кивнул. Выбрали, сложили все в красивую коробку. Правда, он недолго поиграл, но ведь ему только 4 года! Когда уходил домой, спросил: “А инструмент мой где?”. Взял в руки и понес к себе. Детей нужно учить не разрушать, а создавать — это позиция.

— Вы много работаете на заказ, продаете то, что сделали сами. Детям нужно объяснять, что своим трудом они тоже смогут зарабатывать?

— Перспектива зарабатывать есть у каждого, кто научился работать с металлом! Самый востребованный человек в каждом автосервисе — жестянщик. Знаете, всемирный день жестянщика? “Скользкие улицы — иномарки целуются”, как в песне. Первый гололед — его профессиональный день, спешат к нему все, чтобы машину поправил. Я всем говорю, что в этой мастерской они учатся работать с металлом, а это первая ступень к тому, чтобы стать жестянщиком. В любом сервисе вас будут ждать! Рассказываю, как открыть свою домашнюю кузню, если вижу, что ребенок очень заинтересован. Многие мои ученики имеют свой небольшой бизнес, и я считаю, это здорово: ты свободен выбирать, где работать, если кое-что умеешь.

Резюме: если ребенок любит мастерить, если чувствует силу своих рук, если видит, как на его собственном гвозде, который он выковал, висит мамино пальто или дедушкина кепка, ему не нужно объяснять, что такое счастье, он это сам знает и ни с чем не перепутает.

Беседа с мастером Инженерная песочница