Проект «Инженерная песочница» завершается 30 марта. Мы грустим, и мы рады. Это были классные 2,5 года труда, созидания, нового опыта, не всегда лёгких открытий и инсайтов. Сегодня мы начинаем подводить итоги: сделать это решили максимально откровенно, без глянцевости и красивости. Мы подводим итоги для себя и для детей, и родителей, которые были с нами всё это время. У нас будут другие проекты. Мы хотим становиться лучше, и пишем о том, что в наших умах и сердцах.
Играя в «песочнице», мы познавали мир. И первый вопрос-размышление: какие открытия пришли к тебе за время работы в проекте? Что ты понял о себе, о других? Как изменились твои ученики? Своими размышлениями поделился соруководитель проекта «Инженерная песочница» Дмитрий Абазин.
Дима из тех, кто в детстве ставил эксперименты и изобретал порох. Наверное, это называется «конструкторский талант», когда ты можешь придумать и сделать «что-то» из ничего, и так, чтобы это «что-то» было красивым или полезным, или сразу и то, и то. У Димы техническое образование, золотые руки, практичный ум: он легко работает с металлом, деревом, пластиком, может вести занятия сразу в трех мастерских, ставит с детьми опыты прямо на занятиях, одним из таких важных опытов стала мастерская «Прототипирования и тиражирования». Дима открыл её три месяца назад, ученики пришли, занимаются и «заряжаются» жизнелюбием и пытливым интересом ко всему окружающему от нашего мастера.
Итак, выводы Дмитрия Абазина о проекте «Инженерная песочница».
О детях
Я работаю с детьми уже 10 лет, и наконец-то смог признаться сам себе: моя работа не из простых. Дети — сложная аудитория, они не терпят фальши, неподготовленности, сразу подмечают слабые стороны, очень хорошо тебя чувствуют.
Иногда, ставят в тупик и ломаешь голову: «Что же еще сделать, чтобы их заинтересовать?». Я расстраивался, когда видел, что ребенок был «включен? на занятии, задавал вопросы, работал, но за порогом — сразу же уткнулся в гаджет, погрузился в него и через 2 минуты не помнил о мастерской. А потом, я понял, что это нормально. Гаджет для них — часть жизни. Они расслабляются и получают удовольствие от игр.
Затем пришло еще более глубокое понимание, что я на занятиях даю не только знания, но и общение, показываю пример взрослого, который что-то умеет. Впечатления от встречи останутся с ними навсегда, и кто знает, когда, в какой момент пригодятся. У вас ведь тоже есть отдельные пережитые моменты, которые вы вспоминаете время от времени?
О мастерской
Она называется мастерская прототипирования и тиражирования —и это еще короткое название! «Прототипирование» — это значит, что мы выпускаем изделия предназначенные для проверки работоспособности и соотношения с задумкой. Проводим эксперимент, дорабатываем, ставим следующий эксперимент. Наше оборудование позволяет быстро воспроизводить свои замыслы в материале и пробовать: работает или нет, это именно то, что мы хотели или нет? «Тиражирование» — это возможность выпустить мелкую или крупную партию копий, тираж. Идея в том, чтобы ребята на третьем этапе научились сочетать одну технологию с другой, пользоваться станками и получать комплексные изделия по принципу: вытащить идею из головы и через несколько минут держать ее в руках. Для понимания: на одном из первых занятий я прошу учеников принести фотографию мамы, папы, друга, красивого места в Красноярске. На нее наклеивается специальная пленка, контуры обрисовываются маркером, изображение фотографируется, переводится на компьютер, а потом лазерный станок вырезает его. Через 15 минут в руках красивая памятная вещь из фанеры, сделанная своими руками.
Другой пример: отливка форм из пластика или силикона для изготовления будущей уникальной вещи. Может быть, пластиковая фигурка, магнит, мыло ручной работы, шоколад прикольной формы. Я стараюсь так выстроить урок, чтобы ребенок пришел домой и сказал: «Мам, я хочу делать мыло!». И форму для мыла он может отлить самостоятельно, он знает, что в хозяйственном магазине купит все необходимое, и еще бизнес на этом сделает! Чему бы вы не научились в мастерской прототипирования и тиражирования — всё воспроизводимо. В этом наша фишка, и мне кажется этому стоит учить, ведь такие знания дают понимание про все вещи вокруг. Мебель не берется в магазине из ниоткуда, ее делают, машины — собирают в цеху, хлеб готовят в пекарнях. Это другое видение: не потребительство, а творчество и созидание.
О себе
Иногда мне хочется браться за всё и сразу, я бы мог вести занятия в столярной мастерской, авиамодельной, слесарной, но нужно уметь останавливаться, не распыляясь, и искать свою дорогу и уникальное дело. Так появилась новая мастерская.
Я понял, что мало быть мастером, нужно постоянно находиться в поиске новых форм работы с ребятами, чтобы было интересно тебе и им. Я могу пойти на эксперимент прямо на уроке. Ученик предложит сделать иначе, да, здорово, делаем! Но сам я часто не знаю, получится задуманное или нет? Предупреждаю ребёнка: 50 на 50! Для детей ведь, это разочарование: провозиться полтора часа и не получить результат! С другой стороны, у них глаза горят, им интересно, и если неудача… Значит, это было не то решение. Оно провалилось. Но ведь мы попробовали! Опыт ошибки — это тоже важно. И им, и мне.
Задавал себе вопрос «Ради чего я работаю?». Получается, ради очень простых умилительных моментов. Приходит ребенок и говорит «Я вообще-то уже вышел из этого возраста, чтобы какие-то там фигурки-игрушки создавать, баловаться». Он сдержанно наблюдает, потом работает как все, а в конце занятия его за уши не оттащишь! Он уже требует к себе большого внимания, потому что идеи захватывают! Нравится, когда дети с изделием, как с олимпийским факелом в руках, бегут домой и кричат, что сегодня будут отливать свечку или готовить формовой шоколад.
Это классно. Я благодарен «Песочнице» за такие моменты.
Проект «Инженерная песочница» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Все занятия для детей бесплатны.