Статья опубликована в журнал «Современный урок» в рамках всероссийского конкурса коротких рассказов о педагогических находках «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ», апрель 2020 // lurok.ru

В связи с ограничениями по передвижению, сложившиеся в связи с распространением вируса в мире, нам пришлось перевести дополнительные занятия по анимации в дистанционный режим. В этой статье поэтапно рассказывается о переходе в дистанционный режим занятий.

Студия авторской мультипликации «Ну и Ну!» работает на базе Твори-Горы (МБОУ ДО «Медиа-Мастерская») уже 5 лет.  Наша деятельность связана с развитием творческих способностей детей средствами анимации. Самое важное для нас при работе с детьми это авторская позиция ребенка по отношению к собственному творческому продукту, мультфильму. В настоящее время мультипликация в учебном процессе в основном рассматривается как образовательный, воспитательный и диагностирующий элемент, который обеспечивает развитие творческих способностей, художественного вкуса, мелкой моторики, привитие трудолюбия и т.п. Но потенциал наших занятий намного больше: для ребенка мультипликация – это отражение его внутреннего мира, диалог с самим собой, с другими людьми и миром вообще. Герои мультфильмов, созданные детьми, позволяют им перенести в пространство анимации свои переживания, надежды, мечты. Это помогает зрителям (родителям, педагогам) увидеть то, что иногда ребенок не готов сказать напрямую словами, его внутренний мир, отраженный в мультфильме. Т.е. можно говорить о формировании авторской позиции не только по отношению к создаваемому им мультфильму, но и по отношению к самому себе и внешнему миру. Таким образом, мультипликация выступает инструментом развития личности ребенка, а не самоцелью.

В связи с ограничениями по передвижению, сложившиеся в связи с распространением вируса в мире, нам пришлось перевести дополнительные занятия по анимации в дистанционный режим. В обычном режиме дети в студии снимают авторские мультфильмы, они обеспечены всеми необходимыми расходными материалами, техникой для съемки и подготовки к съемке мультфильма. Это профессиональное оборудование: фотоаппарат, мультстанок, ноутбук со специальной программой для съемки мультфильма, световой планшет для рисованной анимации. Но самую важную роль играет на занятии сопровождение проекта педагогом, который всегда готов прийти на помощь детям словом или делом. Подвести к интересному ходу сюжета, показать или поправить рисунок, проконтролировать соблюдение правил анимации для лучшего воплощения замысла мультфильма. Все это успешно реализуется на очных занятиях детей в студии. Но как это организовать дистанционно, чтобы не потерять контакт ребенка с педагогом, обеспечить технически и материально процесс реализации творческих замыслов детей? Этими вопросами мы задались при переходе на дистанционное обучение в нашей студии.

В первую очередь мы решали вопрос с общением педагога с учениками. Мы выбрали две платформы для дистанционных занятий. Для маленьких детей, которые только присоединились к занятиям в студии мы организовали связь на платформе Zoom, это позволило развести общение с педагогом и съемку мультфильма на разные устройства, подключить к занятиям новых учащихся, сделать процесс более открытым. С такими детьми мы приняли решение проводить занятия по съемке мульт-этюдов. Одно занятие, один мультфильм. Для детей, которые занимаются собственными анимационными проектами, которые были захвачены врасплох сложившейся ситуацией, невозможно было проводить занятия с этюдами, пока не закончен их собственный проект. Поэтому было принято решение проводить общение в приложении Whatsapp, доступном для детей более старшего возраста от 8 до 15 лет. Занятия с детьми проходят малыми группами по три человека, что позволяет оперативно и напрямую взаимодействовать с учеником в его работе над проектом.

Онлайн-занятия в мультстудии «Ну и ну!» (Твори-Гора)

Следующим этапом мы решали вопрос обеспечения детей необходимыми материалами для продолжения работы над мультфильмами, и для создания новых образов. Здесь был применен индивидуальный подход к каждому ученику. Мы собрали пакет материалов, содержащий именно то, что необходимо ребенку для работы над его мультфильмом. Правильному выбору набора материалов способствовала четкая организация хранения детских заготовок в студии. Для бумажных материалов небольшого формата мы используем конверты, подписанные именем ребенка, для пластилиновых и объемных форм индивидуальные контейнеры, которые так же подписаны, а также папки для хранения фонов к мультфильмам в зависимости от размера А2 или А3. Это позволило выдать детям безошибочно и без их присутствия их заготовки, а также определить материалы, необходимые для продолжения работы над проектом. Кому-то из детей понадобился пластилин, кому-то фломастеры, кому-то пачка бумаги. Главная задача была обеспечить процесс обучения. Для тех ребят, которые только присоединились к занятиям и еще не успели начать авторские проекты, мы подготовили стандартные наборы материалов для успешных занятий по съемке анимационных этюдов. Все сформированные пакеты были отправлены родителям на домашний адрес на такси за счет принимающей стороны. К счастью такая услуга стала очень распространена в связи со сложившейся ситуацией.

Самым важным этапом работы стало техническое обеспечение детей программой и оборудованием для съемки мультфильмов. Мы придумали универсальный способ как организовать мультстанок в домашних условиях. Мы предложили использовать стул для укрепления съемочного оборудования и смартфон для съемки мультфильма.

Стул есть в каждом доме он идеально обеспечивает расположение съемочного аппарата параллельно поверхности, по этой причине был выбран такой нестандартный способ. Для работы над кадрами рисованной анимации каждому ребенку, который именно этим занимается, были отправлены фоторамки без подложки, для замены светового планшета в домашних условиях. Под него можно поставить любую лампу, чтобы обеспечить просвет через бумагу. Для съемки мультфильма было выбрано приложение Stop Motion Studio с интерфейсом, знакомым детям по программе Dragon Frame, которая используется в студии на очных занятиях. Приложение легко установить на любой смартфон и понятно пользоваться. Таким образом мы технически обеспечили образовательный процесс.

Проведение самих занятий оказалось практически таким же, как и очные занятия в студии. Дети были рады видеть друг друга и педагога, с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации, с воодушевлением включились в творческий процесс создания мультфильмов в домашних условиях.

Каждое занятие начинается с планерки, мы обсуждаем с детьми, на каком этапе находится их работа над проектом, что нужно еще сделать, что он успеет сделать за это занятие. Основную часть занятия дети работают по собственному выбранному плану, привлекая педагога при возникновении каких-либо трудностей в работе. Обычно достаточно педагогу показать пример, либо попросить показать ребенка, как у него получается и скорректировать работу. Занятие длится 1 час 20 минут, как и в студии. Так как основная деятельность детей связана не с просмотром на экране, а с творчеством, мы решили не изменять длительность занятия из-за нагрузки на глаза. Тем более, что дети сами регулируют режим работы и отдыха в домашних условиях. В конце занятия мы подводим итоги, что сделано за отведенное время, что предстоит сделать на следующем занятии, на что обратить внимание и выслать педагогу отснятый материал для контроля.

Онлайн-занятия в мультстудии «Ну и ну!» (Твори-Гора)

С младшей группой учеников, которые работают не по собственным проектам, а по заданию педагога, план занятия регулируется педагогом, и поддерживается родителями при их желании быть вовлеченными в процесс. В начале занятия педагог объявляет тему, говорит, что понадобится для осуществления задуманного, показывает пример анимационного мультфильма, на что будет похож итоговый мультфильм. Следующим этапом мы создаем персонажей и фоны для мультфильма. Так как педагог находится далеко, то мы не делаем акцент на образец, он создается педагогом только для того, чтобы ребенок ориентировался на размер, примерную форму. Но выбор образа остается за ним. Далее перед съемкой мы проводим короткую разминку и последним этапом обязательно съемка мульт-этюда. В конце занятия, если остается достаточно времени, мы смотрим мультфильм и родители отправляют получившиеся детские мультфильмы педагогу прямо из приложения Stop Motion Studio. Далее педагог собирает все мульт-кусочки в один видео ряд, и к следующему занятию уже готов короткий мультфильм, который можно посмотреть и показать друзьям.

Онлайн-занятия в мультстудии «Ну и ну!» (Твори-Гора)

Таким образом нам удалось организовать процесс обучения, адаптированный для учащихся разного уровня и решающих разные задачи, подойти к обучению индивидуально, оперативно переключиться на новые технологии в работе с детьми. В процессе таких дистанционных занятий мы видим у детей колоссальный рост самостоятельности в работе над собственным проектом, ответственности за собственный продукт, произвольный выбор образа для воплощения своих идей. Все эти эффекты прекрасно ложатся в парадигму развития личности ребенка, заложенной в целях и задачах нашей студии авторской мультипликации «Ну и Ну!». Мы успешно воспитываем в детях авторскую позицию в отношении своих мультфильмов, что осуществлялось нами на очных занятиях, а теперь еще и дистанционное обучение позволило это делать так же успешно. Кроме того, онлайн занятия раскрыли скрытые резервы развития студии. Теперь наши уроки могут посещать дети, которым было это недоступно территориально или по каким-то другим причинам. Мы видим большой потенциал в развитии подобных форм обучения дополнительных образовательных программ.