«Инженерная песочница» гордится своей слесарной мастерской. Во-первых, здесь постоянно что-то крутится, шумит, искры летят в прямом и переносном смысле. Во-вторых, это место — большой гараж, такой как был у дедушки, а может, у папы. Гараж в детстве, как отдельный мир: свои запахи, звуки, полумрак, загадочные вещицы. Тянешь дверь на себя, она открывается тяжело, немного скрипит и… начинается приключение. А в-третьих, в слесарке ведёт занятия Евгений Пронин. Добрый, отзывчивый, творческий мастер.

— У тебя в мастерской есть гитара, турник, часто играет музыка из колонок. Атмосфера — это важная часть обучения?
— Да! Если ребята пришли не в настроении, уставшие, раздраженные (у них ведь тоже полно забот и дел), я пою им под гитару свои песни. Музыка действует очень хорошо: мальчишки начинают улыбаться, болтать, успокаиваются.
Если ученик отвлекается, разбаловался, я предлагаю ему подтянуться на турнике. Не в качестве наказания, а ради интереса — повисеть, покачаться, подтянуться. Ребёнок сразу переключается, увлекается, потом радостно возвращается к делу.

Я думаю, важно, быть с ними на одной волне. Разрешаю им включать свою музыку, разговариваю обо всём. Например, вчера я сказал им, что стараюсь есть меньше сладкого. Многие меня поддержали, сказали, что тоже ограничивают себя в поедании конфет, другие возразили, что сахар для мозга полезен. Так-то оно так, но сейчас сахар добавляют практически во все продукты — рассуждали мы всё дальше. Получился хороший конструктивный разговор, каждый высказался, каждый вынес что-то своё. Наверное, так и формируется собственное мнение.
— У тебя в детстве был гараж?
— У меня был сарайчик, он остался от отца. Он был увлечённым человеком: фотографировал, играл на музыкальных инструментах, вырезал красивые вещи из дерева и из металла, танцевал, чинил холодильники, работал на заводе, был начальником пожарной охраны… В его сарайчике было много интересных вещей, самые разные инструменты, краски, а ещё мотороллер! Лет в 12 мама разрешила мне его заводить, кататься, чинить. Потом появился первый мотоцикл… Я чинил велосипеды, любил разобраться, чтобы всё заработало! Позже мы с друзьями расчистили захламленный подвал: поставили теннисный стол, потом бильярд, слушали музыку и играли там в приставку.

— Настоящий клуб! У современных детей часто нет вот таких «подвалов» и «сарайчиков», и, должно быть, слесарная мастерская, как раз, восполняет это отсутствие? Здесь можно трогать, пробовать, мастерить…
— Я считаю, что наша слесарная мастерская — это отдушина для мальчишек. Особенно это заметно на двенадцатилетних ребятах. У меня есть ученик Никита — очень интересный парень с идеями, он смотрит фильмы про железного человека, мечтает создать «умный костюм», после занятия всегда спрашивает: «А можно я ещё немножечко здесь побуду?»
Секрет в том, что здесь они могут сделать что-то своими руками, а я нисколько не ограничиваю их фантазию. Например, мама попросила сделать кочергу. Ученик — ко мне: «Можно?» — «Конечно, можно!». Подсказал, как лучше сделать, ребёнок отлично справился сам и ушёл домой с собственноручно сделанной вещью! Ещё мы делали арматурогиб (это инструмент для холодной ковки) для папы, ложку для обуви — в подарок дедушке. Причём, моя задача не научить определенным навыкам, как сделать тот или иной предмет, а помочь ребятам научится пользоваться инструментами и соображать, как сделать проще, лучше, удобнее.
Фотограф: Сергей Чивиков
Интервьюер: Александра Славецкая